Школа-интернат №4

8 (7222) 36-07-79 inter_semey_4@mail.ru
Меню

Воспитателям

Рекомендации Методического объединения воспитателей
КГУ «Специальная школа-интернат №4».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИОИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ.

«Главная забота воспитателей – не обучение,
не развлечение, даже не развитие,
а столь внедидактическая вещь, как дружба».

Е.Е. Шулешко

Социоигровым подходом  в воспитании занимались такие ученые как Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаева, О.В. Пастюк, В.М. Букатов. Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основными задачами социоигровой технологии являются:

- снятие страха перед деятельностью;

- развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей;

- развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

- формирование у детей навыков слаженной работы; развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения психологического комфорта.

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – той  деятельности,  которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он слушает, смотрит,говорит, делает.

Принципы социоигровой технологии:

- Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно –то интересно.

- Движение и активность.

- Жизнь детей в малых группах.

- Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний:

1. Игры - задания для рабочего настроя .

2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно - исполнительский результат.

Педагог, начинающий работать по социоигровой технологии должен помнить, что одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульях, то социоигровой технологии на этом занятии, конечно же, не было.

Второй не менее важный компонент – это вариативность.

На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен. Изменяя мизансцены, мы неизбежно в той или иной мере меняем ситуации. Смена ролей связана с переключением внимания. Чем чаще дети во время занятия меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. В этом случае игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности и их гармоничное сочетание является залогом эффективного воспитания.

Но иногда в совместной организованной деятельности создаются очень напряженные моменты из-за нежелательного поведения некоторых детей, у которых имеются какие-то отклонения в социальном развитии, что является результатом неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно включить ребенка в игру со сверстниками и проконтролировать соблюдение его естественных прав всеми участниками игры.

Ну и, наконец, третий компонент такого занятияработа детей в микрогруппах. Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали в общение, то можно сказать – социоигровая технология здесь явно отсутствует.

Социоигровая педагогика предусматривает в отличие от традиционной: умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата; субъект – субъектные отношения, где воспитанник и воспитатель – партнеры; развитие самостоятельности; отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом); занятие – игра – жизнь между микрогруппами ( малыми социумами – отсюда термин «социо-игровая»); игра присутствует в жизни ребенка постоянно; равноправие детей и взрослых – основа социоигрового подхода (взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку).

Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в формировании и развитии эмоционально-волевой сферы.

Ведущей деятельностью у школьников  начальной школы является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами.

По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;

- игр, в процессе которых у ребят развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Различают следующие формы организации социоигровой технологии в развитии слабослышащих детей, приёмы специально направленные на создание условий для  коррекции речевых нарушений, ситуации успешности и комфортности: Игры с правилами. Игры-соревнования.

Игры-драматизации. Режиссёрские игры. Сюжетно-ролевые игры. Сказкотерапия. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности .Тренинги. Самопрезентация.

Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Способы педагогической поддержки детей в продуктивных видах деятельности:

- Цель, установка. Уточнение целей и правил игры;

- Возможные варианты;

- Поддержка;

- Осуществить мыслительные действия;

- Пробующие (проб и ошибок);

- Частично-поисковые;

- Реализация хода игры;

- Оценка результата (соотнесение задуманного с полученным результатом).

Практическая значимость заключается в том, что использование социоигрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Ученик начинает  сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её, когда это нужно, учится сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

Правильное использование игровых технологий в работе воспитателя, делает для ребёнка процесс обучения  и воспитания максимально увлекательным и эффективным. Главное — не пренебрегать играми, правильно планировать их цели и ожидаемые результаты.

Список использованных источников:

1. Букатов В.М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов».

2. Букатов В.М. «Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада».

3. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999. Учебное пособие.

4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб; ООО «Идательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011

5. Интернет ресурсы.

Адрес публикации:

 - https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/116423-primenenie-socioigrovyh-tehnologij-v-razvitii

- https://videouroki.net/razrabotki/sotsioighrovaia-tiekhnologhiia-v-razlichnykh-vidakh-dietskoi-dieiatiel-nosti-spo.html

{if $files?}{foreach $files as $file}
{$file['name']}
{/foreach} {else} {/if}
КГУ "Специальная школа-интернат № 4" УО ВКО
Разработка SemStar